Сегодня в нашем театре важная памятная дата. 90 лет исполняется со дня рождения Нины Дорошиной.
Великолепная актриса, многие годы – ведущая артистка «Современника». В труппу нашего театра она была принята в 1959 году, сразу после окончания Театрального училища имени Бориса Щукина.
«Современник» стал судьбой актрисы. Здесь она сыграла свои потрясающие роли: Принцессу в «Голом короле» Евгения Шварца, Тафаеву в «Обыкновенной истории» И. А. Гончарова, Надю в «Любовь и голуби» Владимира Гуркина, Фису в «Крутом маршруте» Евгении Гинзбург, одинокую актрису в «Заяц. Love story» Николая Коляды.
Нина Дорошина была по-настоящему уникальной актрисой – талантливой, страстной, темпераментной. В ней парадоксальным образом сочетались глубокая психологическая актриса и блистательная клоунесса. Она могла создать любой образ. Но главное – Нина Михайловна умела не просто играть, а жить на сцене. Зрители любили, восхищались и верили её героиням.
Всенародную любовь Нине Михайловне принесла роль Нади Кузякиной в фильме «Любовь и голуби» по пьесе Владимира Гуркина. Но не все знают, что Владимир Меньшов решил снимать картину после того, как посмотрел одноимённый спектакль в «Современнике», где уже блистала Нина Дорошина.
«Меньшов решил снимать меня не сразу. Я, как и все прочие исполнители, пробовалась на роль. Режиссёр оставил меня напоследок, когда все «Нади» уже попробовались. А потом ко мне подбирали детей – чтобы похожи были», – рассказывала в интервью Нина Дорошина.
Спектакль «Любовь и голуби» шёл в «Современнике» 20 лет, за это время его сыграли почти 500 раз.
Нина Дорошина сыграла важную роль в судьбе «Современника», когда театр нуждался в постоянном доме.
После того, как «Современник» выпустил спектакль «Голый король», и постановку раскритиковали в Минкульте, МХАТ отказался предоставлять сцену молодому театру. Вскоре после этого Никита Хрущёв устроил приём для работников культуры, на который пригласили всех руководителей столичных театров, кроме Ефремова. Коллектив увидел в этом плохой знак. Нина Дорошина, игравшая в «Голом короле» принцессу, вела концерт. Современниковцы попросили актрису обратиться к Хрущёву, чтобы тот помог театру с постоянной площадкой. Подойти к нему Нина Дорошина не смогла, зато ей удалось пообщаться с Екатериной Фурцевой – тогда ещё не министром культуры, а секретарём ЦК КПСС.
«Я подошла, встала рядом. Стою, она так улыбнулась мне, ничего не сказала. Я стою, думаю, как мне начать? Как мне начать? И заплакала. У меня такое было нервное напряжение, жуткое, что я зарыдала. И Микоян говорит: «А чего девочка плачет?». Она говорит: «Ой, я знаю, чего девочка плачет, я знаю, почему она ко мне подошла и о чем она хочет меня попросить». Я говорю: «Вы знаете, вы такая справедливая...» И я стала, рыдая, рядом с каким-то ещё дядькой рассказывать ей, что вот Олега Николаевича не пригласили, что театр закрывают из-за «Голого короля»... Она говорит: «Пожалуйста, не волнуйтесь, не плачьте, вам же сегодня работать. И много вам надо работать. Что вы будете в таком виде, успокойтесь. Я всё сделаю». Нина Дорошина
Вскоре после этого разговора «Современнику» выделили «сносное» здание на площади Маяковского.
Актриса в спектакле «Заяц. Love story» по пьесе Николая Коляды – последняя роль Нины Дорошиной в «Современнике».
В этой постановке Нина Михайловна выполняла сложнейший пластический рисунок. Танцами с артистами занималась Татьяна Тарасова. Много раз Галина Волчек, которая была режиссёром спектакля, предлагала Нине Дорошиной отказаться от некоторых элементов, но та была непреклонна. И в почти 80-летнем возрасте – раз за разом выходила на сцену и проживала роль от начала до конца, не меняя ни одной детали.