В «Современнике» выпускают первые в Москве «Свидетельские показания»
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Свидетельские показания

В «Современнике» выпускают первые в Москве «Свидетельские показания»


В московском «Современнике» в апреле сыграют премьеру — спектакль «Свидетельские показания». Примечательна работа молодого режиссёра Андрея Маника не только тем, что это первая московская постановка одноимённой пьесы Дмитрия Данилова, но и тем, как она оказалась на Другой сцене «Современника».

Журнал ТЕАТР. писал о том, что в ноябре «Современник» запустил проект «Поиск» — мультижанровая лаборатория, инициированная младшим поколением артистов театра, рассчитана на весь сезон и включает в себя события самого разного характера: помимо в разной степени «театрализованных» читок и эскизов-«заявок» спектаклей, «Поиск» включает в себя кинопоказы, выставки и даже художественные опыты, которые трудно поддаются «видовому определению», хотя, безусловно, в огромной мере остаются на территории театра в прямом и переносном смысле. «Молодая труппа театра хочет найти для себя какие-то новые темы, которые нас трогают, поискать интересные формы, открыть для широкого зрителя и для себя новых современных драматургов», — рассказывал журналу ТЕАТР. один из активных участников «Поиска» Шамиль Хаматов, с режиссёрской работы которого и начался проект. Драматургическим материалом для вечера открытия стала пьеса Дмитрия Данилова «Свидетельские показания».

По случайному совпадению приглашённый для участия в проекте студент режиссёрского факультета ГИТИСа Андрей Маник (мастерская Евгения Каменьковича и Дмитрия Крымова) предложил для своей работы то же название. Показ эскиза прошёл 5 марта, и успех «Свидетельских показаний» как у зрителей, так и у труппы «Современника» оказался столь однозначным, что уже 20 марта переработанную версию играли в рамках «Поиска» под грифом «Предпремьерный показ», а на 18 апреля назначили премьеру. Это первая из работ «Поиска», которая получила возможность стать полноправным репертуарным спектаклем, который будут играть как минимум до конца сезона (в «Современнике» он закрывается в июле).

Автор сценографии и костюмов спектакля, Евгения Ржезникова, камерную историю — вереницу монологов — максимально приблизила к зрителям: в зале-конструкторе герои в буквальном смысле загнаны в угол, ограниченный близко стоящими зрительскими рядами, хотя при этом пространство не становится плоским. Аскетизм даниловской пьесы режиссёр, признающийся, что не любит «скучный» театр, вместе с молодыми актёрами «Современника» попробовал «раскрасить», переходя от острохарактерного forte к минималистичному piano. В спектакле заняты восемь актёров — главную роль исполняет Семён Шомин, остальные семеро — Дарья Белоусова, Марина Лебедева, Полина Пахомова, Полина Рашкина, Николай Клямчук, Илья Лыков и Дмитрий Смолев — «меняют маски».

О том, почему спектакль получился именно таким, Андрей Маник подробно рассказал журналу ТЕАТР.: «Это третья пьеса Дмитрия Данилова. Возникает ощущение, что во всех трёх пьесах человек находится в плену определённой абсурдной ситуации. В „Человеке из Подольска“ герой попадает в руки полицейских, в пьесе „Серёжа очень тупой“ — в плен к курьерам. В „Свидетельских показаниях“ герой совершает самоубийство и застревает где-то между жизнью и смертью. А дальше мы слушаем ряд монологов о том, кем он был и что он делал.

Когда мы начинали работу над этим текстом, казалось, что разные монологи дают возможность делать переключения между жанрами и это создает внутреннюю историю: вот здесь бытовая драма, здесь детектив, здесь детектив. Но в итоге стало ясно, что история не важна. Есть человек, покончивший с жизнью, — и есть люди, что-то про него говорящие. У нас есть возможность их выслушать, занять позицию невидимого следователя. Очень простая структура и идея. Мы сделали пьесу впрямую, как она написана, для нас это было интересно — проверить, как может работать такой материал. Оказалось, что это своеобразный аттракцион для зрителя. Можно пытаться сложить историю, можно радоваться узнаванию персонажей, можно пытаться вычислить, кто врёт, а кто говорит правду. Главное при этом всём — внимательно слушать. Потому что Данилов в своей пьесе констатирует состояние, с которым мы встречаемся довольно часто. „Почему-то хочется уйти“ — в чём причина этого состояния, так и не говорится, герой называет причиной „скуку“, но сразу от этого отказывается. „Ничего“.

Когда мы прочитали пьесу, то показалось, что она слишком „придуманная“. А потом увидели в „Русском репортёре“ текст Марины Ахмедовой „Очень страшное письмо Путину“. Оказалось, что абсурдный текст Данилова имеет реальные аналоги в жизни. И хочется, чтобы этот текст звучал как можно больше в разных театрах. Может быть, тогда мы будем реже встречаться с новостями, подобными той, что мы прочитали в „Русском репортёре“. Наивно хочется в это верить».

Своими впечатлениями от работы «современниковцев» и молодого режиссёра поделился с журналом ТЕАТР. и автор пьесы Дмитрий Данилов: «„Современник“ — один из самых известных и популярных театров не только Москвы, но и России, и я как автор, конечно, очень рад, что спектакль по моей пьесе будет в репертуаре этого театра. Мне очень нравится спектакль, который сделал Андрей Маник и молодые артисты „Современника“. Там есть интересные решения, актёры играют прекрасно и иногда неожиданно (в хорошем смысле) для меня как автора. У спектакля необычная сценография — действие происходит, можно сказать, в углу сцены, это интересное, эффектное решение. Мы с режиссёром находимся в постоянном контакте, обсуждаем отдельные детали спектакля, так что я, пусть и в небольшой степени, тоже участвую в этом процессе. С нетерпением жду премьеры».


Елена АЛДАШЕВА
Журнал ТЕАТР., 26 марта 2019 года