СМЕШНО О СТРАШНОМ
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Свидетельские показания

СМЕШНО О СТРАШНОМ


В «Современнике» дают «Свидетельские показания».

Сюжет для детективного рассказа. Жил-был один парень. Правда, о его житье-бытье мы узнаем одновременно с известием о том, что на днях он выпал из окна своей квартиры и разбился насмерть. Сам или помогли? Этим вопросом задаётся следователь и начинает опрос свидетелей, только свидетелей не его падения, а всей его жизни. Правду мы узнаем, будет она невесёлой, хотя смеяться во время дачи свидетельских показаний придется много.

На Другой сцене Московский Театр "Современник" состоялась премьера очень смешного и очень компактного (продолжительностью всего 50 минут) спектакля «Свидетельские показания» (режиссёр Андрей Маник) по одноименной пьесе Дмитрия Данилова, в очередной раз подтвердившего звание мастера бытового абсурда. Хотя смеяться здесь, кажется, не над чем, ведь эта пьеса, на мой взгляд, ещё более мрачная и пессимистичная, чем предыдущие. Герой «Человека из Подольска» жил по инерции, не зная ни цвета двери подъезда, из которого он ежедневно выходил, не замечая пейзажа за окном электрички, на которой он ездил на работу. Серёжа из пьесы «Серёжа очень тупой» жил, не придавая значения тому, что ему говорили и в итоге вынужден был сидеть час в компании странных курьеров, честно сообщивших по телефону: «Мы будем у вас в течение часа». Здесь же всё печальнее – главный герой «Свидетельских показаний» здесь не выпавший из окна безымянный молодой человек и не бессловесный отсутствующий на сцене следователь, ответы на вопросы которого мы слушаем на протяжении спектакля. Главный герой здесь – это мы, общество.

Сценография как бы отсутствует (пара табуретов у стены), но на самом деле здесь всё очень остроумно. И без того небольшая площадь Другой сцены урезана ещё больше – зрительские ряды отгораживают угол, в центре которого распростерто мёртвое тело. И в этом углу один за другим будут появляться освещённые софитами свидетели, а зрители, словно толпа любопытных или как один коллективный следователь будут выслушивать показания. Одноклассники погибшего, его соседи, сослуживцы, бывшая девушка, случайные знакомые и т.д. – показания даёт целая толпа. Кажется, что вот сейчас мы начнём узнавать что-то о погибшем и докопаемся до причин его смерти, но постепенно понимаем, что это только кажется. Поначалу складывается ощущение, что или свидетели рассказывают о совершенно разных людях, или они путаются в показаниях, или же лежащее на полу тело при жизни было очень разносторонней и многогранной личностью. И только когда многоликий и многословный свидетельский хор сливается в сплошное «Совсем не помню его… Я его очень смутно помню… Я ничего не могу о нем сказать», понимаешь, что человека попросту не знали. И эта толпа не может ничего о нём рассказать не потому что совсем уж никакой человек был. Просто он им, что печально, был не интересен. Еще печальнее то, что если попросить их рассказать что-то друг о друге, то ответы, вероятно, будут те же. Никто никому не интересен, никто никого не замечает, никто ни с кем толком не общается. И это подтвердит своим монологом ненадолго воскресший погибший: «Это очень странно: я всё вижу и слышу, но коммуницировать не могу». Как будто и не умирал.

История мрачная, но смех в зрительном зале раздаётся на протяжении всего спектакля и за это нужно благодарить всю без исключения команду артистов. Каждый актёр, задействованный в «Свидетельских показаниях» (кроме Семёна Шомина, практически весь спектакль лежащего на сцене мертвым телом) исполняет несколько ролей и каждого своего персонажа изобретательно наделяет индивидуальностью, что нелегко, ведь в пьесе Данилова героев множество, но обозначены они там сухими М и Ж, не имея ни возраста, ни имени.

Настоятельно рекомендую этот спектакль к просмотру тем зрителям, для которых театр – не только способ приятно провести вечер и на время уйти из реальности, но ещё и зеркало, заглянув в которое можно узнать о себе что-то новое, пусть и не всегда приятное. Зеркала ведь тем и хороши, что в них можно увидеть не только свои достоинства, но и недостатки, которые можно постараться вовремя исправить.



Иван КЕДРОВ
Театральный сезон, 26 апреля 2019 года