«Что вы делали вчера вечером» в «Современнике» показывает городского жителя как человека слегка не в себе
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Что вы делали вчера вечером?

«Что вы делали вчера вечером» в «Современнике» показывает городского жителя как человека слегка не в себе


Молодой человек, похожий на заблудившегося техника, стоит на сцене и молча смотрит, как рассаживаются зрители.

Как только свет в зале гаснет, он немного потягивается, становится на колени, ложится на живот — и обмякает. Так он пролежит минут сорок: потому что герой артиста сделал то, о чем запрещает писать Роскомнадзор, — и будет неподвижен, пока целая галерея городских типажей не выскажется о погибшем. Бывший начальник расскажет о его исполнительности при полном отсутствии инициативы, секретарша-соседка по офисному опенспейсу пустит слезу по вежливому и великодушному предмету ее влажных снов, редактор большого издательства подсчитает, сколько денег приносили детективы его авторства, сосед — про громкую музыку из его квартиры и неестественную бледность при редких очных встречах. Да, они дают показания следователю, в роли которого выступаете лично вы. Не стоит даже пытаться сложить себе портрет этого персонажа — говоря о нем, рассказывают все эти люди на самом деле исключительно о себе. Причем весьма саморазоблачительно: одних известие о его гибели заставляет признать наличие чувств к погибшему, других — поводов для зависти. Выскажется и сам покойный, довольно исчерпывающе, а потом еще посетует, что не может передать свои слова на землю.

Пьесу «Свидетельские показания», ставшую первой частью спектакля, драматург Дмитрий Данилов написал после своего дебютного «Человека из Подольска», после постановки в Театре.doc ставшего хитом и идущего сейчас по всей стране, и последовавшего за ним «Сережи очень тупого», который сейчас повторяет успешную судьбу дебюта. Третьи в его драматургическом послужном списке, «Показания» попались на глаза сотрудникам «Современника», отбиравшим материал для своей молодежной программы «Поиск». Режиссер Андрей Маник срастил эту пьесу со следующей у Данилова — «Что вы делали вчера вечером»; в ней публике, только что игравшей роль следователя, отводится роль интервьюера, который собирает материал для документального спектакля и опрашивает случайных прохожих. Они — во многом благодаря случайности выборки — как раз и выстраиваются в еще одну галерею городских типажей, пересекающуюся с предыдущей и дополняющую ее. Попадаются среди них и пугливо-агрессивные, реагирующие на заявленный в названии пьесы вопрос как на вмешательство в личную жизнь и даже готовые за это накостылять. Но есть и их полные противоположности — весьма разговорчивые и экстравагантные, если не сказать сумасшедшие. Причем присутствуют и те и другие ровно в той пропорции, в которой они встречаются в реальном городском потоке. Маник увидел в обеих пьесах не только схожесть подхода, но и общую черту пьес Данилова, перекочевавшую из прозы этого писателя, ставшего драматургом, — умение вглядываться в мелочи повседневности, в поток жизни, в которой не происходит ничего необычного, и видеть что-то очень яркое и характерное.

И это, кажется, стало настоящим счастьем для актеров — мозаика персонажей позволяет им вложиться в каждый монолог и каждого героя, и для зрителей — персонажи ритмично сменяют друг друга. В первой части они появляются из разных углов сцены, не давая публике заскучать, во второй им не нужно и этого — восемь человек просто сидят на скамье, за минуту превращаясь из городских алкоголиков в венчурных инвесторов, из клонящегося к закату пенсионера в потомственного вахтера. Легкость и простота этого спектакля на самом деле — результат долгой работы, от знакомства с пьесами до спектакля прошло около года. Но есть и еще кое-что, не дающее превратиться обеим пьесам в набор изящных миниатюр — некий метафизический ветер, дующий из надмирного, потустороннего городского астрала. И если в первой пьесе герой должен был погибнуть, чтобы Данилов и Маник на фоне его лежащего на асфальте тела рельефно показали, как повседневность сталкивается с вечностью, то во второй и этого не нужно. Здесь каждый из персонажей сам себе и поток монотонных серых будней, и вечное сияние чистого разума.

Работа над спектаклем началась еще при прежнем худруке Галине Волчек (и, можно сказать, с ее благословения), а вышел он сейчас, вскоре после ее ухода, от которого «Современник» еще не скоро оправится — кому, как не этим артистам сейчас чувствовать дыхание вечности. Но, кажется, едва ли нашелся бы спектакль, содержание которого настолько бы соответствовало названию театра, на сцене которого он вчера родился.



Алексей КРИЖЕВСКИЙ
Интернет-портал Москвич Mag, 13 января 2020 года