Что вы делали вчера вечером?
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Что вы делали вчера вечером?

Что вы делали вчера вечером?


Полуторачасовой спектакль состоит из двух подспектаклей, и первый - "Свидетельские показания"- пребывает с другим - "Что вы делали вчера вечером?" - в забавном непростом диалоге. Но об этом потом.

А сначала о том, что режиссер Андрей Маник со сценографом Евгенией Ржезниковой (особенно приятно, что они наши гитисовские студенты Мастерской Каменьковича-Крымова) поставили спектакль в углу Новой сцены. И текст "Свидетельских показаний" вписался в этот угол как влитой. Когда публику пускают в зал, посередине треугольного игрового пространства стоит человек. Когда все расселись, он вдруг крыльями распахивает руки и падает как с высоты, на полу превращаясь в распластанный труп, чтобы только в конце подняться произнести свой мертвый монолог.
Совершенно изумительно Маник мизансценирует эти самые свидетельские показания вокруг тела: герои торопятся, дежурно ужасаясь, отводят глаза от лежащего, распахивают двери, говорят на ходу, возникают на балконе вторым ярусом, присаживаются на табуретку, заполошная мамаша на труп наезжает детской коляской. Дивно смонтированы два отдельных в пьесе монолога унылой сожительницы-продавщицы-выпускницы Литинститута и жалкого писателя с его тремя книжками: вдруг раздвигается стена и за ней обнаруживается альков с огромной кроватью, а на краешке сидят голые и замотанные в простыни он и она, отвечая на неслышные вопросы невидимого следователя, ворвавшегося к ним посреди явно таких же убогих плотских утех.
"Свидетельские показания" с их изысканно-шахматной драматургической структурой поставлены как парад блестяще сделанных образов-масок, узнаваемых, ироничных, сыгранных артистами едва ли не со стоном наслаждения от погружения в игровую стихию характерности. И вся эта искрометность вдруг выворачивается наизнанку монологом восставшего с пола самоубийцы про скуку там, в этой мелковатой жизни, да и тут, в неупокоенной смерти с вольными полетами над странами и континентами.

А "Что вы делали вчера вечером?" видоизменяет пространство, уничтожает угол, который погружается в темноту. На голубой плоскости огромного на всю стену экрана транслируется мертвое видео со служебных камер - улицы, мало машин, мало людей, дождь, снег, день, вечер, тоска анфиса, тоска раиса... Все те же артисты выносят скамейки, выстраивают их параллельно зрительским рядам, садятся и в полутьме разными голосами на разные лады долго поочередно рассказывают, как уныло и бездарно провели вчерашний вечер их разные наноперсонажи, создавая кривоватую систему неряшливых вербатимных микрообразов. Но если сначала кто-то из этого человеческого крошева даже наезжает на такого же невидимого, как в "Свидетельских" следователь, интервьюера, то к финалу этот самый невидимый интервьюер звереет от их убогих повествований, начинает замахиваться на одного, приставляет дуло пистолета к забыла какой части лица или тела другого. Тут возникает такая тихая ехидная пародия на горизонтальную вербатимную драму с ее рыхлостью, одномерностью, отсутствием великолепной тайны бытия, которую так просто и глубоко умеет проявлять в своих других текстах Дмитрий Данилов.

Как следует измотав публику, но и накормив ее самодовольство (но мы-то уж духовнее, мы книжки вечерами читаем и говорим о высоком, в театр вот пришли!) режиссер с драматургом выпускают зрителей на волю с самыми светлыми впечатлениями о себе и об очень хорошем спектакле, в котором и сами они сыграли немаловажную роль. Моя - мне понравилась.


Анна. А. Степанова
13 января 2020 года