Спектакль «Соловьев и Ларионов»
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Соловьев и Ларионов

Спектакль «Соловьев и Ларионов»


Большой исторический роман Евгения Водолазкина «Соловьев и Ларионов» инсценировал и поставил в Театре «Современник» режиссер Айдар Заббаров, тяготеющий не к драме, а к серьезной прозе. Не так давно молодой режиссер дал сценическую жизнь повести Льва Толстого «Казаки» (в репертуаре Театра Ленсовета идет спектакль Заббарова «Беглец»), а сегодня в его творческом портфеле – целый роман.

В ироническом сложно переплетенном тексте Водолазкина театральному зрителю, не читавшему романа, разобраться будет непросто. Кто, например, все эти люди, крикливо пересчитывающие сваленные на «землю» военные шинели, с которых начинается спектакль - зрителю неясно, а читателю-театралу довольно странно слышать из уст крестьянского сына Жлобы, случайно оказавшегося в Гражданскую войну руководителем Крымской кампании, высокую литературную речь. 

Краткую историю Крыма с философскими умозаключениями пролетарский генерал Жлоба (Семен Шомин) довольно бойко докладывает «товарищам ялтинцам», завершая просьбой к военным музыкантам: «Сыграйте нам что-нибудь чувственное…».

Роман Водолазкина написан хорошим слогом, но по форме представляет собой авторское повествование, что существенно осложняет сценический перевод в прямую речь разнохарактерных персонажей, и лишь хорошая актерская работа с этим как-то справляется.

 С несостоявшегося расстрела генерала Ларионова (Максим Разуваев) начинается спектакль, им же и завершается. События 20-х, 80-х и 90-х гг.  вслед за романом развиваются параллельно и довольно сумбурно.  Кинематографу с этим справиться было бы куда легче, но театральный режиссер не ищет легких путей, а продвинутые зрители «Современника» обладают достаточным воображением, чтобы дорисовать полную картину. Им в помощь художники Булат Ибрагимов (сценография и костюмы) и Евгений Виноградов (свет) представляют мир, разделенный движущейся стеклянной стеной из полупрозрачных кубиков.

Тут и маленький железнодорожный полустанок, и сельская библиотека времен 80-х, и мрачный обледеневший Перекопский перешеек времен Гражданской войны, и черноморское побережье постсоветского Крыма с мирными волнами прибоя…

Главный герой спектакля - Соловьев (Шамиль Хаматов) свой первый научный труд посвящает исследованию биографии белогвардейского офицера - генерала Ларионова, чудом выжившего в Гражданскую войну, уцелевшего в период репрессий и умершего в преклонном возрасте в эпоху застоя. Чем больше молодой историк вглядывается в чужое прошлое, тем больше понимает: «Что бы человек не изучал, он изучает самого себя». Это - цитата из романа Евгения Водолазкина, которая становится завершающей точкой в финале спектакля.

Биография Соловьева тесно переплетается с генеральской, но выясняется это, как в хорошем детективе, только в конце. На крошечном полустанке «715 километр» в поселке из шести домов проходит детство и отрочество Соловьева и его подруги Лизы (Татьяна Лялина).

Смерть матери, платоническая любовь к библиотекарше (Ульяна Лаптева), руководящей его чтением, физическая влюбленность в Лизу – все это в спектакле переслаивается сценами взятия Крыма красными («Да здравствует советская власть в Крыму!»), самоотверженностью белого генерала Ларионова (Максим Разуваев) и его готовностью  погибнуть за поруганное Отечество.

Более всего трогает забота Ларионова о своих подчиненных. Когда измученные солдаты, коченея от холода, равнодушно перестают шевелиться, он бьет их и велит прыгать через костры. Настоящий отец-командир, он все еще пытается сохранить им жизнь, поэтому приказывает взять из театра костюмы, чтобы на время превратиться в парикмахеров, грузчиков, музыкантов…

Опытные театралы оценят героические попытки режиссера показать взятие Перекопа, многократные переходы власти от красных к белым и наоборот, но все же лучшие сцены в спектакле – мирные. Хорошо узнаваем советский Крым 90-х гг. - «Санта-Барбара», «Modern Talking» и Алан Чумак на экране старенького телевизора, дикие курортники и сотрудники ялтинского музея. Запомнилась прекрасная работа актрисы Ульяны Лаптевой в роли чиновницы ялтинского отдела культуры («Вас много, а я – одна…»).  

Исторических подробностей много, за фабулой следить интересно, и полагаю, что многие после спектакля захотят прочитать роман, что еще раз подтверждает слова Николая Васильевича Гоголя: «Театр – великая школа, глубоко его назначение: он целой толпе, целой тысяче народа за одним разом читает живой и полезный урок…».



Лариса КАНЕВСКАЯ
Независимый интернет-журнал "Мнение", 15 июля 2019 года