• Вход
  • Регистрация

Пресса


СЕРёЖА

Вытоптов драматизирует рассказы Чехова в своем спектакле «Сережа»


Маруся влюбляется в Сергея Никитина, но в спектакле Чехова «Сережа» любовь никогда не проходит гладко.

Первые мгновения спектакля «Сережа», который идет в театре «Современник», говорят очень многое.

Все это время на огромном пространстве задней стенки Другой сцены слева направо и сверху вниз мелькает написанный мелом от руки текст. Свеча мерцает на маленьком столике. Изображения музыкальных нот проецируются на текст, а актриса «рассекает» пространство и, делая сальто, приземляется прямо на уютный диван.

Безмятежное созерцание литературы, музыки и неожиданных, «акробатических» выходок человека.

Все это то, что режиссер Кирилл Вытоптов припас для нас в этой вдумчивой, необычной инсценировке двух рассказов А.П. Чехова – «Учитель словесности» и «Страх».

С самого начала есть что-то до конца неясное в этой постановке. Сперва это немного раздражает, или, по крайней мере, создается еле уловимое ощущение путаницы. Несколько девушек, разодетых в белое, бегают и хихикают. Они – студентки. Их учитель немного замкнут. Они шепчутся, они шумят, бросают скрытые взгляды. Но достаточно скоро одна из молодых девушек – как раз та, которая приземлилась на уютный диван – превращается в старую женщину, и начинается уже совсем другая история.

На самом деле, начинается несколько историй.

В общем-то, на протяжении постановки мы вовлечены в приключения семьи Шелестовых – отца (Владислав Федченко), его двух дочерей Вари (Полина Рашкина) и Манюси (Дарья Белоусова), их старой няни (Елена Плаксина), а также мужчин, которые ухаживают за молодыми девушками.

Но жизни этих людей принимают разные направления, разрушают историю и эмоционально «расщепляют» ее. Веселость уступает место печали и страданиям. Друзья и ухажеры становятся врагами. Уверенность обращается в сомнение. Моральная устойчивость нарушается и оставляет героев стоять в шаге от пропасти.

Художник Анастасия Бугаева делает эту бездну на самом деле материальной и очень реальной. Пол сцены вдруг проваливается, оставив зияющую дыру, в которую некоторые герои с легкостью спускаются так, как будто бы это их дом. Другие парят над ней, как канатоходцы, жестоко рискуя упасть.

С одной стороны, «Сережа» – это история о любви.

История ухаживаний капитана Полянского (Илья Лыков) за Варей как раз является довольно шаткой. Манюся, с другой стороны, влюбляется в школьного учителя Сергея Никитина (Никита Ефремов), и счастливая пара играет свадьбу почти мгновенно. Конечно, скорость любви имеет мало общего со стойкостью, и так же быстро, как любовь когда-то случилась с ними, она случится вновь – на этот раз между Сергеем и замужней соседкой по имени Марья (ее играет Елена Плаксина).

Но этот спектакль больше, чем о любви – Вытоптов устроил настоящее шоу о хрупкости, лаконичности и загадке человеческой жизни.

Стремительный прыжок, который Плаксина исполняет вначале пьесы, говорит о многом: молодая женщина делает прыжок с разбега, делает сальто и кувырком приземляется на диван, но уже старой женщиной, ухаживающей за молодыми девушками того же самого возраста, как было когда-то и ей. Вот что значит жить: прыгнуть с разбега и приземлиться кувырком.

Подбирая одну и ту же актрису на роли школьницы, старой няня и зрелой сексуально активной Марьи, Вытоптов предполагает, что все эти этапы женской – или любой – жизни присутствуют всегда. Память, предвидение и опыт переплетаются в реальном времени, образуя многослойный портрет жизни.

Эта постановка постоянно переключает внимание, в котором ты постоянно находишься. Вот мы активно участвуем в жизни двух сестер Шелестовых. Затем чарующие отношения, которые нарастают между Сергеем и Марьей, занимают центральное место. Но и это тоже уступает место тщательным исследованиям душевного состояния мужа Марьи – Дмитрия (в исполнении Ильи Лыкова).

Его страдания глубоки. В спектакле есть момент, где он использует мокрую тряпку, чтобы написать на стене причину его боли: его жена как-то сказала ему, что она его не любит, но будет верна ему всю жизнь. Мокрые буквы исчезают, и на стене больше ничего не написано, как будто этого никогда и не существовало.

Частые изменения в повествовании и замены многочисленных ролей одних актеров другими придают постановке «Сережа» некую неопределенность – в некоторые моменты зритель может запутаться и войти в заблуждение.

Однако это не критика, так как в этой постоянно меняющейся, а иногда и не совсем ясной истории мы узнаем тот самый «голый нерв» и красоту, которые кажутся нам реальными и узнаваемыми. Устрашающий моментами спектакль «Сережа» подается как движущееся и необычайно искреннее изучение событий, которые ведут человека от наивности к мудрости, от юности к старости, от невежества к благоразумию.


Джон ФРИДМАН
The Moscow Times, 21 июля 2011 года


Метки: Серёжа

НОВОСТНОЙ БЛОК ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МЭРА МОСКВЫ: