• Вход
  • Регистрация

Пресса


Поздняя любовь

“Поздняя любовь” в “Современнике”: Островский в космосе

В театре “Современник” состоялась первая премьера сезона. Седьмого октября зрителям представили спектакль “Поздняя любовь” по пьесе А. Н. Островского. Режиссер Егор Перегудов решил остановить время и перенести действие из захолустья в неопределенное космическое пространство.

Первое, что видит зритель, глядя на сцену – белое полотно от кулисы до кулисы, посередине которого – черный прямоугольник. Во время действия он будет отъезжать в сторону, открывая маленькую комнату, где встречаются герои “Поздней любви”. Прямоугольное пространство помещения очень ограничено – всего два на три метра, и в этих замкнутых рамках персонажи пытаются наладить свою личную жизнь и финансовое благополучие, причем каждый по-своему.

“У нас получился Островский в космосе, потому что эта комната вне времени, – говорит режиссер Егор Перегудов. – Островский пишет, что “Поздняя любовь” – это сцены из жизни захолустья. Есть пространственное захолустье, а мы решили представить, что такое захолустье временное – когда время остановилось или его вовсе нет”.

Отказ от временной привязки и стилизации под эпоху Островского делает эту историю очень современной. Драматург написал “Позднюю любовь” почти полтора века назад, а проблемы, затронутые в произведении, остались и по сей день. Кто-то из героев пытается всеми правдами и неправдами обогатиться, кто-то – наоборот просадить деньги в азартных играх, а кто-то отчаянно хочет любить.

Все персонажи очень разные, каждый по-своему интересен. Людмила в исполнении Алены Бабенко – крайне тонкая натура, хрупкая и беззащитная – кажется, любая жизненная неудача ее сломит, но ради любимого она готова на все. Объект ее мечтаний – Николай Андреевич Шаблов (Дмитрий Гирев) – полная противоположность Людмилы – вначале постановки кажется, что он мать родную готов сдать в ломбард, лишь бы были деньги на картишки. Особенно современной и коварно-очаровательной получилась у Елены Плаксиной Варвара Харитоновна Лебедкина – вдова, которая пытается выкрасть документ, по которому ей необходимо уплатить огромные деньги.

Замкнутое пространство работает как на раскрытие сюжета, так и на раскрытие самих персонажей. Художник спектакля Мария Трегубова пояснила, что ход со сжатием пространства – эта как символ относительности всего в этом мире – маленькое может оказаться большим, большое – маленьким. Например, пистолет размером с комнату или многометровая шуба Лебедкиной, которая словно живет отдельной жизнью. Меняются герои – расширяется пространство вокруг них. В момент развязки сюжета сцена поменяется до неузнаваемости.

Современное прочтение нестареющей классики с большим уважением к авторскому тексту в наше время редкость. Егору Перегудову удалось рассказать пьесу Островского так, что в ней не потерялась авторская задумка, и при этом найти интересное современное воплощение, которое точно полюбится зрителям.

Евгения ПИКУЛЕВА
Интернет-портал "Прожектор", 10 октября 2016 года