В Год театра Дюма пришелся кстати.
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Дюма

В Год театра Дюма пришелся кстати.


На афише московского Современника  - "Дюма" Ивана Охлобыстина в постановке Михаила Ефремова, что, конечно же, интригует и вызывает неподдельный интерес, поскольку оба деятеля известные провокаторы, остроумные балагуры, независимые в своих суждениях, чем многих раздражают.  

В программке указано, что по жанру это трагикомедия. Любопытно! Спрашивается: что смешного можно сегодня выудить из Дюма – старшего? Опять будут разыгрывать "Трех мушкетеров"? Да, нет, речь пойдет об артистах, играющих бесстрашных героев Дюма много лет в заштатном городском театре, который за неимением средств собираются закрыть. И это в Год театра?!

 Казалось бы, несчастных лицедеев надо пожалеть, ибо ничего другого, как выступать на сцене, плохо или хорошо, они не умеют. Это особая каста, "приговоренных" к искусству, живущих в воображаемом мире, дороже которого ничего нет. Поэтому неважно, где и в каком месте представлять "себя любимого", была бы крыша над головой и зрители.

 Но вот что интересно – у каждого из трех ряженных мушкетеров: Атоса, Портоса, Арамиса, а также Миледи и Констанции, мечтающей выйти замуж, есть про запас заветная мечта – несыгранная любимая роль, выученная до спазм в горле. И тут подворачивается случай – монолог Ричарда 111, Сирано де Бержерак и Елизаветы из "Марии Стюарт", а также "Чайки" можно прочитать в гримерке перед "новым русским" по фамилии Артаньян, купившем, да, да купившем роль Д*Артатьяна, (его весьма робко изображает Евгений Павлов), всего на один вечер, чтобы почувствовать неведомую прелесть игры с настоящей шпагой.  При этом он даже представить не мог, что все исполнители: Александр Хованский, Олег Феоктистов, Сергей Гирин достигнут такого совершенства в перевоплощении, что он поверит в подлинность их героев, а соблазнительная Миледи креативной Марины Феоктистовой по-настоящему сведет его с ума. Ох, уж эти мне актеры, и куда только смотрят режиссеры, почему не используют талантливых лицедеев…

   Михаил Ефремов касается очень болезненной темы для артистов, сидящих на запасных скамейках и толпящихся в предбаннике худрука. Да, вот беда в пьесе Охлобыстина он находится под следствием, намекая тем самым на криминальную историю с Кириллом Серебренниковым.

 Таким образом, за ширмой комедии положений возникает трагическая маска невоплощенного таланта, впустую прожитых лет, рождающих неуверенность, зависть, мелочность, веру в мифическую карму, иногда посылающую подачки в размере 15 тысяч рублей для детишек одинокого папаши – актера.

 С тех пор, как Александр Островский писал свои гениальные пьесы о счастливцевых и несчастливцевых, в 21-ом веке в стационарных "террариумах единомышленников" ничего не изменилось в плане нравственного микроклимата, и путь на Олимп усеян не розами, а шипами. Не потому ли Миледи, по жизни Ольга Ярославовна в исполнении Марины Феоктистовой, подобно Елизавете английской сживает со свету соперников и соперниц, претендующих на трон королевы или короля театра…

 О, женское коварство отлично изучил Дюма – актер Кирилл Мажаров, словно вызванный из прошлого призрак, блуждающий среди актерской братии, неоднократно предупреждавший героев плаща и шпаги, что красавицам никак доверять нельзя, даже в пылу бутафорской страсти. Уж, кто, кто, а Ольга Ярославовна прокладывала путь к сердцам спонсоров через бракоразводные процессы, изображая из себя невинную овечку.

 Вот и теперь она готовит очередную операцию по захвату "белого воротничка", если конкурент Атос не уйдет в другой театр. Ну, а три мушкетера, верные клятве "Один за всех и все за одного" решаются убить приму, так как дорогой их сердцу и тощему кошельку спектакль могут по ее указке снять из репертуара и тогда они пойдут по неведомым дорожкам дикого рынка…

 Преступление века готовится тщательно, под кальку криминальных телесериалов НТВ. На рандеву вызывается интриганка со стажем Клавдия Петровна  (актриса Таисия Михолан), страдающая подагрой, но пока не теряющая историческую память от встреч с отцом всех народов. Она то и предлагает отважным романтикам отравить предательницу неподкупного искусства. Но одно дело декларировать и совсем другое взять ответственность на себя и загреметь в тюрьму, поэтому лучше тянуть жребий, уповая на удачу, не ведая укоров совести.

 Смешной китч разыгрывается в формате абсурда, ликующего азарта, ну, а там, как Бог пошлет. А посылает он живую Миледи, подставившую вместо себя Констанцию с потоками черных слез от краски, то есть, актрису Марину Лебедеву, пережившую чеховскую Нину Заречную более чем на сто лет в сыгранном монологе.

 Да, и остальные ее партнеры будут и дальше в сценографии закулисья крутиться по кругу, взбегать по ступенькам вверх, чтобы, оказавшись на краю лестницы успеха, заглянуть в черную бездну, но не сорваться, так как несыгранные роли ждут своего звездного часа.



Любовь ЛЕБЕДИНА
"Деловая трибуна", 12 февраля 2019 года


Метки: Дюма