Столкновение миров
  • Вход
  • Регистрация

Пресса


Дюма

Столкновение миров


Театр «Современник» представил зрителям первую премьеру на недавно открытой после реконструкции исторической сцене. Пьесу Ивана Охлобыстина «Дюма» в постановке Михаила Ефремова. По словам автора, пьесу он посвятил «всем артистам, так и не прочитавшим своего главного монолога».

Сюжет развивается в провинциальном театре, где актеры вот уже 30 лет играют единственный спектакль – «Три мушкетера». В один прекрасный день их покой нарушает чужак — местный фармацевтический король, купивший себе на один вечер право сыграть Д'Артаньяна. Дескать, в детстве все время смотрел этот спектакль, знает его наизусть, ну и денег куры не клюют. И вот новоиспеченный Д’Артаньян со своей, усыпанной бриллиантами, шпагой попадает в совершенно другой мир, непонятный обычному человеку. Мир театра. Точнее не столько театра, сколько закулисья. Мир, невидимый для зрителя, непонятный, абсурдный и пугающий. В нем живут люди, одержимые театром, не мыслящие какого-то другого существования. В каждом из них горит настоящий талант и у каждого есть мечта – о той самой главной роли. Для новоявленного Д’Артаньяна они читают вожделенные монологи из пьес, которые они так и не сыграли. Здесь и Чехов, и Шекспир, и Ростан, и Шиллер. Не важно, что зритель только один, они не могут не играть. Театр живет в них и они уже не видят разницы между спектаклем и реальной жизнью. Даже называют друг друга именами персонажей и сами становятся похожими на них. Миледи и в жизни коварна, Арамис набожный, а Портос любит выпить. 

В провинциальный театр зритель попадает еще до начала спектакля. Сцена закрыта допотопным белым занавесом (как в советские времена в госучреждениях на окнах). Он знавал лучшие дни, весь в дырах и пятнах. Сквозь самую большую прореху на сцене появляется Дюма собственной персоной (Кирилл Мажаров). И произносит прочувствованную речь на тему тишины во время спектакля. Очаровательная находка, приятное литературное разнообразие в одинаковых в каждом театре напоминалках. Вообще Дюма в этом спектакле – чудесный персонаж. То памятник самому себе, то саркастичный наблюдатель, а то и вовсе тапер. Он меланхолично перебирает клавиши, пока три мушкетера в гримерке под лестницей готовятся к спектаклю. Лестниц на сцене много, в какой-то момент думаешь: а ведь и правда, мушкетеры же вечно дрались на каких-то лестницах. Так что зритель совпадает в ассоциациях с создателями спектакля.

Аналогичная ситуация с Атосом, Портосом и Арамисом. Александр Хованский, Олег Феоктистов и Сергей Гирин – такие настоящие мушкетёры, до боли знакомые и родные. Абсолютно точное попадание в образы. Удивительно, но спектакль о закулисье странным образом становится чем-то из детства, причем из нашего общего детства. Наверное нет в России человека, не видевшего фильм Юнгвальд-Хилькевича, музыка из которого звучит в спектакле. И для нас мушкетеры (даже если они актеры провинциального театра) – это дружба, любовь, благородство и верность.

«Моя пьеса — о взрослых, которые в душе остались детьми», – сказал Иван Охлобыстин, наверное он догадывался, что не только на сцене, но и в зале будет большинство таких взрослых.

Несмотря на общую ироничность происходящего, в спектакле много серьезного и даже трагического. Судьбы людей, посвятивших жизнь одной, но пламенной страсти. Зависимость от обстоятельств и от чинов, ничего не понимающих в искусстве. Невозможность реализовать свою мечту и страх ее реализовать. Осознание уходящего времени и своей беспомощности. И любовь. Непонятная обычному человеку бесконечная любовь к театру.

«Я понимаю, что театральные люди иногда выглядят сумасшедшими. Об этом пьеса – о том, как два мира сталкиваются. Мир реальности и мир театральности», – Михаил Ефремов.



Анна СМОЛЯКОВА
"Plugged in", 9 февраля 2019 года


Метки: Дюма