Пресса


Дама.

В «Современнике» появилась необычная дама

Популярный театр отвечает на сложные вопросы

Сегодня на сцену «Современника», который в настоящее время базируется на Яузе, в главной роли выйдет истинная дама — Марина Неелова. «Дама» — так называется премьерный спектакль, поставленный по пьесе революционера польского послевоенного авангарда Тадеуша Ружевича. Режиссер тоже поляк — Анджей Бубень.

Спектакль «Дама» — абсурдистская драма, которая соединяет в себе черты разных жанров: притчи, гротеска, трагедии и трагикомедии. А исполнительница главной роли — Марина Неелова — загадочное существо, воплощение странной и в то же время непобедимой женственности. Тот стержень, на котором держится мироздание даже перед лицом катастрофы. «Современник» с помощью Ружевича ищет ответы на основные вопросы бытия: что помогает человеку оставаться человеком перед лицом катастрофических обстоятельств? есть ли сила, способная победить хаос? Пьеса актуальная, ибо ситуация кризиса, похожая на апокалипсис, напоминает о том, что всякий кризис может стать началом нового движения вверх или вперед, а гибель и уничтожение — залогом нового рождения в мире, где время необязательно линейно.

Марина Неелова, актриса редкой индивидуальности, в игре мгновенно переходит от юности к зрелости, ирреальность ее героини сочетается с конкретностью живого человека, присутствующего здесь и сейчас. Рядом с ней на сцене сегодня Шамиль Хаматов, Александр Рапопорт, Елена Козина, Полина Пахомова, Полина Рашкина, Дарья Фролова, Дмитрий Гирев, Иван Забелин, Евгений Павлов, Дмитрий Смолев.

Надо сказать, что российская публика знакома с драматургией Славомира Мрожека, Витольда Гомбровича. Безусловно, пришло время открыть для русской сцены и ее зрителей третье имя — великого польского поэта и драматурга Тадеуша Ружевича. Вопрос к Анджею Бубеню.

— Почему вы выбрали именно эту пьесу из всех пьес Ружевича?

— Я не могу сказать, что это единственная пьеса, которая мне нравится, у него еще есть несколько пьес не менее любопытных… Но для сегодняшнего моего выбора имеются два веских повода. Первый — это диагноз, поставленный Ружевичем миру и окружающей реальности. Этот диагноз сегодня настолько современен, настолько попадает в болевые точки, что я подумал: это обязательно надо сыграть.

Второй немаловажный повод — эту пьесу можно ставить лишь в том случае, когда в театре есть гениальная актриса, способная сыграть главную роль. Иначе ставить этот материал нет никакого смысла. Пьеса Ружевича написана как концерт для сольного инструмента, звучащего в сопровождении симфонического оркестра. А поскольку «Современник» обладает замечательной труппой и в ней есть актриса, способная справиться с таким невероятно сложным сценическим материалом, мы эту пьесу взяли.

Ружевич, мне кажется, умеет достаточно неплохо соединить в своих пьесах серьезный разговор и развлечение благодаря присущему ему юмору. В нашей пьесе юмор своеобразный, непростой, но он там безусловно есть. Есть гротеск и множество разных любопытных вещей для тех, кто любит разгадывать некие «кроссворды». Сам сюжет пьесы у Ружевича достаточно простой, и за ним тоже можно следить, но самое главное — вот эти маленькие загадки.

Над «Дамой» работает команда из Польши: художник Анита Боярска создала на сцене сложносочиненное пространство, а музыка Петра Салабера придает происходящему поэтическое и экзистенциальное звучание. Пластическую же партитуру спектакля создал Леонид Тимцуник — некое отражение хрупкого и текучего мира пьесы. Остается добавить, что Иван Вырыпаев специально для «Современника» сделал перевод пьесы Ружевича.

Марина РАЙКИНА
Московский комсомолец, 19 ноября 2016 года