• Вход
  • Регистрация

Пресса


Амстердам

Человека в человека превращает любовь


Спектакль «Амстердам» по пьесе Александра Галина «Парад» - редчайшее явление в современном театральном мире. Я вовсе не шучу. Это спектакль, создатели которого думают о зрителе. Сегодня это случается нечасто.

Думают не о том, как самовыразиться, отличиться и быть оригинальным, а как сделать так, чтобы зрители получили удовольствие. Провели, как говорится, вечер не зря. И совсем не удивительно, что поставлен этот спектакль в театре «Современник». Его выдающийся (именно так!) художественный руководитель, Галина Борисовна Волчек, живет как раз по этому принципу и, если спектакль – зрительский, готова поддержать, как самый дерзкий эксперимент, так и кажущуюся старомодной, на первый взгляд, пьесу. Я так, во всяком случае, думаю. Поэтому спектакль «Амстердам» и отличается от других спектаклей, которыми наполнена Москва. Чем? Прежде всего тем, что в нем не используется видео и другие специальные телевизионные эффекты. Это уже счастье. Не могу понять, почему видео так быстро стало ужаснейшим штампом. Вчера еще было ново и оригинально, а сегодня уже – банально. Может «заездили» прием? Режиссер Сергей Газаров, поставивший «Амстердам», использовал другой метод – просто рассказал историю. Интересно, увлекательно, смешно. И представляете? - даже не пришлось ломать голову над вопросом – а что он имел в виду. Редкий случай. Зрители, отвыкшие от линейных сюжетов, благодарно расслабились и погрузились в происходящее на сцене.

Итак, бандит и чиновник Николай Скворцов ( Михаил Ефремов) приехал в Амстердам навестить свою семью – жену Ларису (Алена Бабенко) и сына Виктора ( Шамиль Хаматов). Расклад их жизни таков: Скворцов в Москве «делает деньги», сын на эти деньги учится в Лондоне, жена на эти же деньги живет в Лондоне и опекает сына. Лариса и Виктор прекрасно чувствуют себя заграницей, Скворцова же здесь все раздражает и даже бесит. Потомок донских казаков, он любит выпить и разгуляться. Россия для него – мать родная, а вся эта иностранщина – гадость и глупость. Однако, приходится с ней мириться, поскольку ребенок должен учиться заграницей. Так принято в «высших эшелонах». Местом для семейной встречи выбран Амстердам, поскольку здесь проходит гей-парад, куда сын Скворцова приехал в сопровождении своих новых друзей и подруг. Появление в гостиничном номере девушки по имени Долорес (Евгений Павлов) - вызывающей внешности, в коротком , блестящем платье и на высоченных каблуках, которая при ближайшем рассмотрении оказывается парнем, приводит Скворцова в ярость. Похоже, худщие его опасения оправдываются: сын связался с геями, а может и сам такой…Надо срочно его спасать! Такова завязка.

На сцене декорация, придуманная Аллой Коженковой. Простая, элегантная технологичная. Конструкция, которая не мешает, а помогает актерам существовать и выражать все, что они хотят. А какое же это удовольствие следить за жизнью персонажей, а не за причудливыми преобразованиями режиссерских идей! Какие точные, интересные, выразительные все актерские работы! Гомерически смешной Михаил Ефремов, забавная Алена Бабенко, похожая на всех рублевских жен разом. И абсолютно покоривщий зал молодой актер Евгений Павлов, легко и непринужденно существующий как в женском, так и мужском обличьи. Способный быть эксцентричным и трагичным в одно и тоже время. Когда на сцене появилась Долорес, я даже открыла программку, чтобы убедиться, что это актер, а не актриса. Абсолютная женственность в каждом движении, стройный ножки, длинная шея… Зал просто не верил своим глазам! Еще большим шоком стало преображение Долорес в мужчину – исчезли плавные движения, изменилась пластика, походка, взгляд. Это был нормальный молодой парень. Правда очень хрупкий, очень печальный и очень несчастный. Скворцову ничего и не оставалась, как пожалеть его вместо того, чтобы убить. Словом, спектакль ни на секунду не отпускает зрителя. И, если в первом действии, почти каждая сцена сопровождается смехом и аплодисментами, то к финалу появляется все больше и больше грустных нот. И самое прекрасное, что эта история вызывает не только эмоции, но как—то внедряется в тебя. Ты почему-то прикладываешь ее к своей жизни, и еще долго вспоминаешь и думаешь…

Я думала вот над чем. Вот, существует проблема отцов и детей. Во все времена, во всех странах. Поколение, идущее на смену, отвергает идеалы, правила и нормы жизни, пристрастия, вкусы, привычки - да вообще все, что было смыслом жизни родителей. Некоторые делают это мягко, другие погрубее. Но наши дети, что ни говори, не хотят жить как мы! Это очень здорово. И это очень грустно. Потому что, когда они наделают собственных ошибок и пройдут немыслимое количество испытаний, они, возможно, пожалеют о своем нигилизме. Но будет поздно. Родителей уже не будет. И получается, что единственное спасение – это любовь. Между отцом и сыном. Между матерью и дочерью. Ну, или наоборот. Потому, что, если даже понять и принять друг друга они не смогут никогда, то любить – смогут. Это просто заложено природой, Богом, неважно кем, главное оно есть. Всегда. Во всех людях. Как бы они это не скрывали! Можно не соглашаться и ненавидеть жизнь отца, презирать привычки матери – и любить их - своих глупых, стареньких, не сумевших построить жизнь как надо, родителей. Зайдем с другой стороны. Сын - гей или дочка - лесбиянка? Для многих это шок и трагедия. Но любовь же при этом никуда не девается! Именно она помогает оставаться близкими, да и просто быть людьми. Не только в спектакле «Амстердам»…


Лариса МАКСИМОВА
Аргументы недели, 29 января 2017 года


Метки: Амстердам