1 октября 2019 года – 20 лет со дня премьеры спектакля «Три товарища»
  • Вход
  • Регистрация

Новости


1 октября 2019 года – 20 лет со дня премьеры спектакля «Три товарища»

01/10/2019

Постановку Галины Волчек по роману Эриха Марии Ремарка «Три товарища» по праву можно назвать одной из визитных карточек театра «Современник». Это один из самых любимых зрителями спектаклей, а кроме того – одна из самых масштабных постановок театра. Около пятидесяти артистов задействовано в «Трёх товарищах» и без малого сотня человек в сумме работает на спектакле, чтобы огромное и сложнейшее технически театральное полотно жило и дышало без сбоев, пауз и помарок. С 1999 года и по сей день это так и происходит.

Большая часть сегодняшней труппы «Современника» когда-либо принимала участие в «Трёх товарищах» - и потому можно сказать, что это не только знаковое название в репертуаре театра, но и часть личной биографии почти каждого артиста театра. Но, конечно, дело не только в размахе и зрелищности – хотя мало что сравнится по выразительности со сценографией Павла Пархоменко и Павла Каплевича, а также – отдельной строкой – удивительным, творящим мир спектакля светом, который сочинил Владимир Уразбахтин. Дело в сочетании эпического и лирического, камерного и объёмного, в пульсации живой души главных (и не только) героев в мире, который завораживает зрителя с эстетической, визуальной точки зрения, но и погружает в полное тяжёлых, тёмных ощущений и предчувствий пространство межвоенного, душного времени.

Галина Волчек перед премьерой говорила о том, как принципиально для неё подчеркнуть этой постановкой важность почти утраченного, редкого сегодня понятия товарищества – чего-то иного и, быть может, даже большего, чем дружба и любовь. Во всяком случае, более широкого, потому что основывается оно не только на привязанности, но на чувстве общности даже не душ, а нравственных, этических, общечеловеческих ценностей. На вере в человека как такового.

Соединение пронзительной, даже щемящей лирики (однако без приторности и излишней сентиментальности), нежных и хрупких чувств, человеческой привязанности, не разрываемой даже смертью, – и пульсирующей боли от незаживающих ран, острое ощущение быстротечности – но не эфемерности! – всего прекрасного в расшатавшемся мире – вот тот контрапункт, на котором строится сегодня центральная тема «Трёх товарищей». Новые, молодые исполнители главных ролей привносят в спектакль свою интонацию, в которой отчётливо слышится острое ощущение настоящего времени, осязаемость и смысловая конкретность этой живой для нас истории.

И, быть может, главное, чем отличаются «современниковские» «Три товарища» - это именно история человека в мире, где почти не осталось места человечности. В мире, для человека не уютном, нежилом, полном драматизма, который в суете дней мы зачастую перестаём замечать.
Появившийся на свет в 1956 году театр «Современник» во многом определил эстетику направления в искусстве, которое принято называть «оттепелью». Постановщик спектакля Галина Волчек – плоть от плоти своего театра, где начинала как актриса, дебютировала как режиссер и вот уже 47 лет возглавляет его. «Три товарища» - культовый роман шестидесятых. Объединяя все эти обстоятельства, возможно было предположить, что взгляд постановщика на роман так и останется в том романтичном, радостном и преисполненном надежд времени. Тогда «Три товарища» воспринимались почти как модель человеческих отношений. По ней молодые люди шестидесятых формировали своё отношение к миру, «подгоняли» свои дружбу и любовь, через нее переосмысляли понятие «товарищ» … Но нет. Сама Волчек признавалась, что прочла на рубеже веков эту книгу совершенно новыми глазами, и от былой романтической «восторженности» не осталось и следа. То, что она обнаружила, взглянув свежим взглядом, - очень современный хаос открытого всем ветрам мира, где почти не за что уцепиться, где некому и нечему верить, где настоящие чувства – не норма, а уникальное исключение. В ее взгляде «потерянное поколение» теряет свой романтический флёр, но обретает право быть самими собой и возможность быть понятым, несмотря на все свои резкость и неудобность для тех, кто рядом. И огромный, многонаселенный мир вокруг, который не менее важен для постановщика, чем главные герои. В этой ремарковской вселенной, сочиненной в спектакле «Современника», нет незначительных персонажей. У каждого свои правда, боль и право, пусть на маленький, но крупный план. Здесь не статисты, не толпа, но люди. И большинство из них беззащитны «на сквозняке» (Галина Волчек) истории, ставящем перед каждым вопросы взаимопонимания, любви и смерти не как романтические, а как трагические. И, увы, очень актуальные.