15 февраля 2019 года исполняется 30 лет со дня премьеры спектакля «Крутой маршрут»
  • Вход
  • Регистрация

Новости


15 февраля 2019 года исполняется 30 лет со дня премьеры спектакля «Крутой маршрут»

15/02/2019

15 февраля 2019 года исполняется 30 лет со дня премьеры спектакля «Крутой маршрут», поставленного Галиной Волчек по автобиографической прозе Евгении Гинзбург.

В основе этого знакового и очень важного для «Современника» спектакля - первая часть одноименного романа Евгении Гинзбург. Узница ГУЛАГа, Евгения Семеновна провела в заключении 18 лет, в полной мере узнав, что такое ад сталинских застенков. Ее разлучили с маленькими детьми, один из которых впоследствии стал выдающимся русским писателем Василием Аксеновым. Пытки не сломили этого человека. Гинзбург не подписала ни одного ложного обвинения, не лжесвидетельствовала, не оговаривала своих товарищей.

Галина Волчек была одной из первых, кто в российском театре обратился к теме сталинских репрессий. В 1989 году, в момент, когда открылись шлюзы гласности, и наконец-то, можно было высказаться, прокричать о том, что втихаря обсуждалось на кухнях.

«Как только стали публиковаться первые главы из книги Евгении Гинзбург «Крутой маршрут», я поняла: «Современник» должен перенести на сцену этот потрясающий документ эпохи», - вспоминает режиссер-постановщик спектакля.

«Современник», во всех спектаклях которого самым важным всегда был человек с его уникальной судьбой, характер, проявляющийся в экстремальных, предельных ситуациях, как никакой другой театр, оказался готов говорить о страшном для страны времени. Не ставить диагнозы, не констатировать факты, но размышлять вместе со зрительным залом о том, почему это стало возможным и что нужно сделать для того, чтобы не повторилось.

«Крутой маршрут» в постановке Галины Волчек - спектакль не только и не столько о страшном времени культа личности, сколько о том, что такое человеческое достоинство и как возможно сохранить его в противоестественных для человека условиях.

Соавторами режиссера в постановке спектакля стали петербургский драматург Александр Гетман, переложивший роман для сцены, и сценограф из Киева Михаил Френкель. В год выхода премьеры никто из создателей не мог предположить, что спектакль останется в репертуаре так надолго. Казалось, что он обращен к человеку, проживающему слом эпох и открывающему для себя страшную правду. Но вот прошло уже тридцать лет, а «Крутой маршрут» и сейчас играется только на аншлагах. В финале неизменно зрительный зал встает, не дожидаясь поклонов. И по обе стороны рампы возникает пронзительная тишина.

Почти вся женская часть труппы каждый раз отчаянно рассказывает

эту человеческую трагедию. На протяжении почти всей жизни

спектакля роль Евгении Гинзбург играет Марина Неелова (в 1989 году за эту роль актрисе присуждена Государственная премия СССР). Маленькая,

хрупкая женщина несет в себе такую силу духа, такое достоинство,

которые не под силу порой и мужчинам-героям. Выстоять, выжить,

устоять, не опустить руки, не встать на колени – вот внутренняя

пружина большинства персонажей этого спектакля. С момента премьеры и до сегодняшнего дня участниками спектакля остаются замечательные актрисы Лия Ахеджакова, Ольга Дроздова, Людмила Крылова, Елена Миллиоти, Марина Хазова, Мария Ситко, Инна Тимофеева, Татьяна Корецкая, а также их партнеры Геннадий Фролов, Михаил Жигалов, Александр Кахун, Александр Берда, Владислав Федченко, Виктор Тульчинский.

Спектакль создавался при участии трех уникальных женщин, узниц ГУЛАГа, разделивших с Евгенией Гинзбург эту тяжелую участь – Надежды Иоффе, Зои Марченко и Паулины Мясниковой. Они помогли восстановить жуткие картины лагерного быта с документальной достоверностью. Уже после премьеры Паулина Степановна была приглашена Галиной Волчек стать участницей спектакля, где на протяжении многих лет играла саму себя. Невероятно расположенная к людям, Павочка, а только так звали ее все в «Современнике», была подлинным камертоном спектакля. Уже будучи человеком крайне преклонного возраста, она с «Крутым маршрутом» побывала в США, Израиле, Германии, Великобритании, Финляндии, Франции, Украине и везде, где играли спектакль на гастролях. Вместе с театром стала обладательницей высшей американской награды в области драматического театра «Drama Desk Award», которая по итогам первых бродвейских гастролей «Современника» была присуждена за «Крутой маршрут» и «Три сестры».

Во время бродвейских гастролей театра (1996 год) американцы писали о

«Крутом маршруте» не иначе как о чем-то близком по звучанию к древнегреческой трагедии. В самом ярко разукрашенном месте земного шара на Таймс-сквер играли спектакль, проблемы которого невероятно далеки от

жителей города Нью-Йорка. И при этом та же звенящая тишина в финале, потом нескончаемые крики “браво”, двадцатиминутные овации. Как это не

странно, но, возможно именно там и стало окончательно понятно, в

чем секрет долголетия и успеха “Крутого маршрута”. Ведь,

рассказывая о лагерях и пересылках, театр говорит о большем,

понятном всем и каждому, живущем в любом времени и любом социальном

пространстве, - о насилии над человеческим достоинством, о праве

быть и оставаться самим собой вопреки всему и всем.

Не секрет, что в массовке спектакля по давней традиции «Современника» женщин-заключенных играют не только актрисы, но работники других служб театра - гримеры, костюмеры, помощники режиссера, сотрудники пиар-службы и литчасти. В исключительных случаях это были даже люди со стороны, но близкие театру, его друзья. Согласно информации музея театра, за 30 лет на сцену в легендарном спектакле выходили 150 человек, речь об артистах и исполнителях массовых сцен. И ни для одного из этих людей участие в «Крутом маршруте» не становилось просто работой. Даже изнутри спектакль оказывает невероятное воздействие на тех, кто его играет, заставляет задуматься и сопереживать.

15 февраля 2019 года, в день 30-летия со дня премьеры, будет сыгран 417-й по счету спектакль. И впереди у «Крутого маршрута» еще множество встреч со зрителем.