• Вход
  • Регистрация

Новости


Позавчера, 12 марта, не стало одного из основателей «Современника», Олега Павловича Табакова

14/03/2018

Позавчера, 12 марта, не стало одного из основателей «Современника», Олега Павловича Табакова.

Эта весть для всех нас – буквально для каждого «современниковца» – личное горе, от которого за сутки с небольшим оправиться невозможно. Впрочем, это так не только для нас: без Олега Табакова весь сегодняшний театральный «ландшафт» кажется опустевшим, оставленным, как немыслима без этого уникального человека, обладавшего множеством самых разных талантов в редчайшем сочетании, вся история отечественного театра со второй половины ХХ века по сей день.

Он умел быть очень разным – и всегда был узнаваем. Всегда был любим зрителями и коллегами. На сцене, в кадре и в жизни он умел сочетать артистизм с непосредственностью – и неизменно был честен перед самим собой, даже в самые сложные, «мутные» и смутные времена не поступаясь собственной совестью, убеждениями, не предав никого из поверивших ему. А верили и доверялись ему многие – во всём: в возвышенном и прозаическом, в сокровенном и публичном, общественном. Он был директором «Современника» – и задолго до официального появления этой должности в театре, с самого начала жизни театра-студии, фактически выполнял эту сложную задачу: не только добросовестно, но прежде всего – честно и справедливо. И, кажется, как никто Олег Табаков знал все детали, все тонкости существования театрального механизма, умея обращаться с каждой его «шестерёнкой» бережно и профессионально, а с каждым человеком – достойно.

Он не выносил лицемерия, двуличия, подлости – и оттого, например, две легендарных роли Олега Табакова, Олег Савин в спектакле «В поисках радости», а затем в фильме «Шумный день», и Александр Адуев в «Обыкновенной истории», были, в сущности, развитием одной актёрской темы – как две стороны одной медали, два пути, два жизненных сценария. Сценарии – в духе времени, когда создавалась роль: лицо «оттепели» – и лицо почти наступившего уже «застоя». Нонконформистская искренность одного в другом оборачивалась восторженностью, а восторженность была благодатной почвой для вырастания конформизма. О том, как будет развиваться дальше эта «обыкновенная история» и какие метаморфозы ждут прежнего героя в эпоху уже в полной мере вступившего в свои права «застоя», стало ясно из другой роли Табакова – Балалайкина в спектакле «Балалайкин и К°»… Но все эти актёрские работы в равной мере – акт непримирения самого артиста со злом, с пошлостью, с растаптыванием свободы – прежде всего, в самом себе.

Иногда говорили, что Олег Табаков – характерный артист. И действительно, его существование в гротескных, комедийных, порой даже сатирических образах было незабываемым – и совершенно неповторимым. Для каждого из них он находил неожиданную театральную форму – и для зрителей она становилась безоговорочно убедительной: казалось, что по-другому просто невозможно. Но Табаков всегда был шире любых внешних «рамок» – и шире всякого «амплуа». Он был артистом ненадрывной, внутренней трагедии и лирики, лишённой мелодраматизма. Многое было в его героях. Горькая ирония и обезоруживающее обаяние, пронзительно-звонкий юношеский максимализм, трогательная «детскость» и весёлое озорство, которое могло быть страшным, лукавым или, напротив, предельно искренним, но оттого обречённым в жестоком мире. Наивность, которая может быть подлинным достоинством, а может – ужасающим недостатком, и наоборот – усталость от слишком хорошо понятой жизни, её «механизмов», вальяжно-снисходительный взгляд на мироустройство. А в самом Табакове было удивительное сочетание актёрской беспощадности к героям с готовностью «дать им жизнь», убедить каждого зрителя в абсолютной их реальности. А значит – не впуская их в себя, всё же слиться с ними на какое-то время, подарить им свои черты…

Позавчера не стало бесконечно дорогого для нас человека. Потрясающего артиста, наделённого редким талантом и умевшего щедро делиться богатством своей души и своего актёрского дара. Вдохновителя и организатора, товарища и партнёра, одного из тех, кому наш театр обязан своим существованием. Невероятно деятельного, активного созидателя, который всегда был готов поддержать новое, если это новое было – настоящим. Человека, бесконечно любившего жизнь – с такой силой и с такой искренностью, которые не всякому даны. Человека, умевшего зорко смотреть, тонко чувствовать и глубоко понимать этот мир. Мир, который без него осиротел.

Вечная память.

Прощание с Олегом Табаковым будет проходить в Московском Художественном театре имени А. П. Чехова завтра, 15 марта, с 9 до 13 часов. Похороны состоятся в тот же день на Новодевичьем кладбище.


Метки:

НОВОСТНОЙ БЛОК ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МЭРА МОСКВЫ: