• Вход
  • Регистрация

Новости


Сегодня при огромном стечении людей простились с прекрасным человеком, замечательной актрисой, соратником Людмилой Ивановой.

11/10/2016

Людмила Ивановна Иванова окончила Школу-студию МХАТ в 1955 году. После двух лет работы в Московском драматическом театре при гастрольном театре СССР под руководством Натальи Сац она пришла в Московский театр «Современник», который тогда и обрёл это название – прежде «Современник» был «Студией молодых актёров». «Современнику» Людмила Ивановна отдала почти шестьдесят лет жизни, пройдя с театром общий путь почти от самых его истоков.

Молодость актрисы совпала с молодостью театра – первые роли в пьесах Виктора Розова (Ковалёва в «Вечно живых» и Таисия Николаевна – «В поисках радости»), потом – участие во всех «современниковских» поисках, в опыте освоения новой драматургии – самой разной: от А. Володина (Зоя в «Пяти вечерах», Колдунья в «Старшей сестре», Мать в «Назначении»), Л. Зорина (Елизавета – «По московскому времени»), А. Зака и И. Кузнецова (Муравьёва – «Два цвета») – до Э. де Филиппо (торговка Мария в «Никто») и Э. Олби (миссис Петерсон в «Балладе о невесёлом кабачке»). Взрослел театр, а вместе с ним взрослела и актриса – не только перейдя от ролей юных девушек, весёлых или грустных, порывистых, настойчивых или удручённых, к ролям взрослых женщин, но и работая с другим материалом, осваивая прежде неизведанное. Новым стал опыт работы с классикой – Квашня в горьковском «На дне» и Любецкая в «Обыкновенной истории» по И.А. Гончарову, двух легендарных спектаклях театра. Но не только: продолжали появляться в репертуаре театра новые пьесы новых драматургов, с каждым десятилетием иных, иначе видящих мир, - а вместе с ними и новые роли у Людмилы Ивановой. Девушек с обезоруживающей улыбкой и почти детскими чертами сменили порой очень мягкие и негромкие, но сохраняющие внутреннюю твёрдость, силу женщины. Целая вереница удивительных по выразительности ролей – не всегда очень больших, иногда и вовсе почти эпизодических, - но каждая из них была запоминающейся, яркой.

Вероятно, со всеми знаковыми именами современной драматургии удалось соприкоснуться Людмиле Ивановой – и для каждого приходилось искать свой ключ, не уставая быть разной, неповторимой. Кизас в «Большевиках» и Соболева в «Погоде на завтра» М. Шатрова; Бабушка («Валентин и Валентина») и Филаретова в «Спешите делать добро» М. Рощина; Васюта в «Провинциальных анекдотах» А. Вампилова; тётя Фарятьева в «Фантазиях Фарятьева» А. Соколовой; Медведева в «Обратной связи» А. Гельмана; Соседка в «Квартире Коломбины» Л. Петрушевской; Сверчкова в «Аккомпаниаторе» А. Галина; Марксина в «Уйди-уйди» Н. Коляды – неполный перечень этих ролей.

Особняком стоит роль Саввишны в «Эшелоне» по пьесе Михаила Рощина. В этом спектакле Галины Волчек не было маленьких ролей, и снова, спустя почти двадцать лет после основания «Современника», в полной мере стали ключевыми два основополагающих принципа: правда и ансамблевость. «Эшелон» не оставлял права на фальшь. Трагическая мощь, целый мир, сотканный из чувства любви, потребности в человеке, посреди войны и хаоса. «Сохрани вас Господь, ребята!» - кричала новобранцам старуха Саввишна, подозрительная и даже не симпатичная, но такая несчастная и настоящая, что её вера, её тревога передавались зрителям. Она обращалась ко всем сидящим в зале – уже не знавшим войны по опыту: поймите боль, почувствуйте, как рвётся сердце, и пусть вам никогда не доведётся узнать всё это по-настоящему. «Сохрани Вас Господь».

Людмила Ивановна была не только удивительной актрисой – она была удивительным человеком, ярким, добрым и светлым. А ещё по-настоящему деятельным: она долго была председателем месткома, и за это время успела многим помочь, выручить, даже уберечь от серьёзных неприятностей, не говоря обо всех «выбитых» ею квартирах… А ещё – Людмила Ивановна была очень талантливой и вне сцены: она писала стихи и песни, пела и выступала с концертами, стала автором целого ряда увлекательных книг воспоминаний, в которых неизменно уделяла много места рассказам о «Современнике» и его актёрах…

Мы продолжаем думать о Людмиле Ивановне, нам очень горько от этой утраты.

Но так много в ней было света и она так щедро его дарила, что кажется – этого света «Современнику» хватит ещё очень надолго…


НОВОСТНОЙ БЛОК ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МЭРА МОСКВЫ: