• Вход
  • Регистрация

Новости


Сегодня, 9 октября, исполняется 90 лет со дня рождения одного из основателей «Современника» - Евгения Александровича Евстигнеева

09/10/2016

Евстигнеев в «Современнике» - это настоящая эпоха. Один из тех, кто сразу стал подлинной «звездой» театральной Москвы, артист, ради которого стояли в длинных многочасовых очередях, - лишь бы увидеть знаменитого «Голого короля», услышать монолог Сатина в «На дне»…

Современники «Современника», тогдашние критики, отмечали очень разные качества актёра – и в истории театра Евгений Евстигнеев останется разноплановым артистом. Сам он говорил о себе как о характерном актёре: в самом деле, внешние черты, тембр голоса, отчасти и актёрская манера располагали к характерным ролям, и среди работ Евгения Евстигнеева много «типов» и «типажей», выхваченных из жизни, написанных крупным мазком, резко, остро, порой гротескно. Краеугольным камнем творческой, художественной программы «Современника» была правда жизни – не ложно понятая «правдивость» или «правдоподобие», но подлинное умение пристально всматриваться в сегодняшний день и обнаруживать в нём особенные, только ему присущие черты – а значит, и человеческие типы, характеры. Такие-то типы и характеры и удавались Евгению Евстигнееву как никому – критики пишут о естественности, свободе и непринуждённости его манеры, о впечатлении, что «всё рождается само собой – верно и к месту». Такая естественность и убедительность вырастала до художественного обобщения, и всякий, кто говорил об узнаваемости персонажей Евстигнеева, неизменно добавлял, что за ней чувствуется глубина, открывается широкая перспектива: это не просто знакомый образ, но нечто масштабное, полнокровное – и мастерски сыгранное.

Однако Евгений Евстигнеев, конечно, не был только характерным актёром. В «Современнике» он сыграл и драматические роли, вошедшие в золотой фонд российского театра. Среди них – роль Дорна в незаслуженно недооценённой, по словам Галины Волчек, «Чайке» Олега Ефремова. Спектакль отличался трезвостью взгляда, лишённого сентиментальности, но сохранял сложность, неоднозначность, полутона. «Недобрый» и почти «циничный», по словам критика, Дорн Евгения Евстигнеева хранил в своей душе и нежность, и жалость – решение роли было тонким и не прямолинейным.

Но главная из драматических ролей Евстигнеева, конечно, Сатин в горьковском «На дне». Спектакль, ставший для театра не только знаковым, но, быть может, и поворотным, как был поворотным для отечественной истории год выхода спектакля – 1968-й. После подавления «Пражской весны», которое произошло во время репетиций спектакля, рисунок роли Сатина принципиально изменился: на знаменитом монологе со словами «Человек – это звучит гордо!» Евгений Евстигнеев более не смеялся – плакал. Внутренняя драма, борьба с собой, мучительная пульсация мысли и камнем падающее решение – таков был ещё его Луначарский в «Большевиках» по пьесе Михаила Шатрова (1967 год). Но там речь шла о тяготах выбора и личной ответственности, мужестве принять её на себя и идти до конца. Сатин в пути к своей правде и отставал от Луначарского, и опережал его: он уже знал, что нет утешения и спасения, но оттого и задумывался о достоинстве человека. Евгений Евстигнеев играл процесс рождения этой мысли – и новое, горькое мужество, когда надежда ещё брезжит, но очень, очень далеко. «Так тема возрождения человека становится доминирующей на сцене “Современника”» - писал в статье с выразительным названием «Человеческое в человеке» выдающийся театровед и критик Павел Марков.

«Мне кажется, Е. Евстигнеев не знает пределов своего актёрского горизонта», - говорил в 1964 году другой критик. В самом деле, богатство его артистической «кладовой», разнообразие персонажей и средств их создания так и остались невычерпанным колодцем. Наверное, так всегда и бывает. Но роли, сыгранные Евгением Евстигнеевым, стали драгоценной страницей истории «Современника» и русского театра двадцатого века. «Он попал на роль Короля и сразу занял то место, какое солнце занимает по отношению к другим планетам, вокруг него кружащимся. Он стал актёрским солнцем нашего театра», - сказал Олег Табаков. Так и было.


P.S. Невероятный сюрприз для всех нас. И тех, кто внутри театра, и тех, кто рядом. 
Молодые артисты Татьяна Лялина, Сергей Котюх и Глеб Осипов начали работу в "Современнике" только несколько дней назад, в начале октября 2016 года. 
И вот их первый творческий импульс - видеосочинение к юбилею ЕВГЕНИЯ ЕВСТИГНЕЕВА.
Вдвойне приятно, что помощниками юношества в этой работе стали "аксалы" театра - Мария Акопова, Олег Плаксин и Олег Уразбахтин.