• Вход
  • Регистрация

Новости


1 июня 2017 года спектакль «Три товарища» будет сыгран в 500-й раз!

29/05/2017

Постановку Галины Волчек по роману Эриха Марии Ремарка «Три товарища» по праву можно назвать одной из «визитных карточек» театра «Современник». Это один из самых любимых нашими зрителями спектаклей, а кроме того – одна из самых масштабных постановок театра. Больше трёх десятков артистов задействовано в «Трёх товарищах», почти сотня человек в сумме работает на спектакле, чтобы огромное и сложнейшее технически театральное полотно жило и дышало без сбоев, пауз и помарок. С 1999 года и по сей день это так и происходит.

Большая часть сегодняшней труппы «Современника» когда-либо принимала участие в «Трёх товарищах» - и поэтому можно сказать, что это не только знаковое название в репертуаре театра, но и часть личной биографии почти каждого артиста театра. Но, конечно, дело не только в размахе и зрелищности – хотя мало что сравнится по выразительности со сценографией Павла Пархоменко и Павла Каплевича, а также – отдельной строкой – удивительным, творящим мир спектакля светом, который сочинил Дамир Исмагилов. Дело в сочетании эпического и лирического, камерного и объёмного, в пульсации живой души главных (да и не только) героев в мире, который завораживает зрителя с эстетической, визуальной точки зрения, но погружает в полное тяжёлых, тёмных ощущений и предчувствий, пространство межвоенного, душного времени.

Галина Волчек перед премьерой говорила о том, как важно для неё подчеркнуть этой постановкой важность почти утраченного, редкого сегодня понятия товарищества – чего-то иного и, быть может, даже большего, чем дружба и любовь. Во всяком случае, более широкого, потому что основывается оно не только на привязанности, но на чувстве общности даже не душ, а нравственных, этических, общечеловеческих ценностей. На вере в человека как такового.

И, быть может, главное, чем отличаются «современниковские» «Три товарища» - это именно история человека в мире, где почти не осталось места человечности. В мире, для человека не уютном, нежилом, полном драматизма, который в суете дней мы зачастую перестаём замечать. В «оттепельном» театре «Современник», в постановке «оттепельного» во многом режиссёра Галины Волчек самую популярную, культовую книгу тех лет ожидаешь увидеть прочитанной почти сентиментально – так, как она читалась тогда, представая моделью, по которой молодые люди шестидесятых формировали своё отношение к миру, под которую «подгоняли» свою дружбу и любовь, через которую переосмысляли понятие «товарищ»… Но нет. Сама Волчек признавалась, что прочла на рубеже веков эту книгу совершенно новыми глазами, и от былой романтической «восторженности» не осталось и следа. То, что она обнаружила, взглянув свежим взглядом, - очень современный хаос открытого всем ветрам мира, где почти не за что уцепиться (и потому «потерянное поколение» тоже теряет свой романтический флёр, но обретает новые оттенки сострадания к нему и почти физического понимания того, кто же эти люди). И мир – это тоже не фигура речи, а потому масштаб постановки – не способ произвести впечатление на зрителя. Это единственный адекватный, по мнению постановщика, путь к изображению ремарковской вселенной, где каждый «статист» важен. Потому что статистами люди становятся с точки зрения расползающейся удушливым газом нацистской (шире – тоталитарной) идеологии, а на деле каждый из них важен, каждый – индивидуален. Но и беззащитен «на сквозняке» (Галина Волчек), ставящем перед каждым вопросы взаимопонимания, любви и смерти не как романтические, а как трагические. И, увы, очень актуальные.


НОВОСТНОЙ БЛОК ОФИЦИАЛЬНОГО САЙТА МЭРА МОСКВЫ: