Московский театр «Современник» – один из ведущих театров России, национальный бренд, хорошо известный как в нашей стране, так и за её пределами.
Театр – эпоха. Театр – легенда.
«Современник» – уникальное явление в истории отечественного театрального искусства. Впервые за долгие годы театр рожден не по приказу сверху, а инициативой, энергией и талантом единомышленников – молодых актеров, сумевших отстоять себя как целостный художественный коллектив. Именно с рождения «Современника» начался отсчет нового театрального времени.
«Для меня театр – это содружество людей, живущих как бы на одном дыхании, исповедующих одни и те же идеи. Это несколько десятков сердец, бьющихся в унисон, несколько десятков умов, ищущих ответа на жизненные вопросы, которые волнуют каждого в отдельности. Это коллектив, который целиком – художник».
Олег Ефремов
Галина Волчек и Олег Ефремов, 1966
Театр «Современник» создавался и развивался как психологический театр, в котором главным выразительным средством был и остается артист. Артист – Личность. Артист – Индивидуальность. Это было принципиально важно для двух его идеологов и лидеров – Олега Ефремова и Галины Волчек. Нынешний художественный руководитель «Современника» Владимир Машков продолжает следовать принципам русского психологического театра и художественной идее основателей, что позволяет и сегодня театру быть живым и востребованным, слышать время и человека – нашего современника.
Рождение театра
Лилия Толмачева, Сюзанна Серова, Олег Ефремов, Светлана Мизери, Галина Волчек репетируют в поезде, 1958
1956 год. XX съезд КПСС, оттепель. Время колоссального творческого подъема, время надежд и перемен. Менялась историческая эпоха, менялась страна. Радикальные изменения происходили во всех сферах искусства, в том числе и в театре: переосмыслялась театральная эстетика, обновлялся театральный язык. В середине 1950-х театр совершил решительный поворот к человеку, открывая зрителю внутренний мир героя со всеми его рефлексиями, печалями и радостями. На сцену вышел новый герой – романтик с активной гражданской позицией. Именно в оттепельную весну 1956 года при Московском Художественном академическом театре СССР возникает театр – Студия молодых актеров во главе с Олегом Ефремовым, вскоре получивший название «Современник». Основатели театра – Галина Волчек, Игорь Кваша, Лилия Толмачева, Евгений Евстигнеев, Олег Табаков, Виктор Сергачев и другие присоединившиеся к ним единомышленники были недавними выпускниками Школы-студии МХАТ. Лидером и художественным руководителем студии стал Олег Ефремов, который учился у М. Н. Кедрова и В. О. Топоркова, непосредственных учеников К.С. Станиславского.
В ночь с 15 на 16 апреля молодые артисты на учебных подмостках показали свою самостоятельную работу – спектакль «Вечно живые» по пьесе Виктора Розова в постановке актера, режиссера и педагога Олега Ефремова. После представления публика не расходилась: вызвала актеров на разговор и буквально потребовала от них, несмотря на регламенты и запреты, создать свой театр.
«Вечно живые» Виктора Розова, 1956
Режиссер - Олег Ефремов
Сцена из спектакля с участием Геннадия Печникова, Антонины Елисеевой, Карины Филипповой, Галины Волчек, Олега Табакова, Раисы Свиридовой
«То, что случилось той ночью, сыграло огромнейшую роль в том, что не погибла идея этого служения, идея своего театра, говорящего со сцены особым языком, с особыми интонациями, адресованными не толпе, а к каждому конкретному человеку».
Галина Волчек
«Современник» родился в годы, когда косность театральной системы практически «законсервировала» наследие основателей МХАТа. Тогда, в 1956 году, воспитанники мхатовской школы и адепты метода Станиславского бросили вызов театральной «мертвечине». Они считали, что великий театр от жизни отделяет глухая стена. Главной задачей молодых актеров стала не борьба с традицией, а возвращение к ней.
«Нас пугало, что свежий ветер современности редко врывается на ту самую сцену, которую Станиславский и Немирович-Данченко всегда стремились сделать вместилищем современных идей и современного человека».
Олег Ефремов
Студийцы, создавая новый театр, мечтали возродить идеи Станиславского, очистить их от схоластики и штампов. Они задумали театр искренний, без громких слов, говорящий о живом человеке. Они старались услышать время и говорить со зрителем на одном языке. Театр приглашал к дискуссии, к диалогу. Правда, актерскую манеру юного «Современника» мхатовские корифеи назовут «шептальным реализмом», но этот «шепот» будет услышан и понят зрителями.
Эпоха Ефремова.
От студии к театру
Зрители у здания театра на площади Маяковского, середина 1960-х
Своё официальное имя театр получил в апреле 1958 года, когда директор МХАТа Александр Солодовников предложил Олегу Ефремову поменять название студии, а затем утвердил новое имя театра – «Современник».
«Мы назвали наш театр-студию «Современник». Этим названием определяется основное направление театра. Мы хотим разрешать на сцене злободневные темы нашей современности, поднимать те вопросы, которые волнуют людей».
Олег Ефремов
Труппа жила по студийному кодексу. Все студийцы имели равные права. Решения о постановках принимались коллегиально. В конце каждого сезона труппа путем голосования решала, с кем из актеров придётся расстаться из-за профнепригодности или по идейным соображениям.
В начале своей жизни театр несколько лет вел «бездомное» существование. Выживать молодой труппе приходилось непросто. Коллектив показывал спектакли на разных площадках столицы (клуб «Правда», ЦДКЖ, сцена летнего сада им. Баумана, театр-студия Киноактера, театр им. Пушкина, концертный зал гостиницы «Советская»). Скитания прекратились в феврале 1961-го, когда при поддержке министра культуры Екатерины Фурцевой у театра появляется первое собственное здание на площади Маяковского, дом №1. Студия превращалась в стационарный репертуарный театр, крепко стоящий на ногах. С 1965 года из названия исчезло слово «студия».
«Голый король» Евгения Шварца, 1960
Режиссер - Маргарита Микаэлян
Первый министр - Игорь Кваша, Король - Евгений Евстигнеев
Уже на первом спектакле молодого театра «Вечно живые» зрители и критика обратили внимание на сильный актерский потенциал вчерашних студентов. Имена Олега Ефремова, Галины Волчек, Евгения Евстигнеева, Лилии Толмачевой, Олега Табакова, Игоря Кваши стали широко известны. Почти в каждой новой работе театр открывал новые возможности молодой труппы. Руководитель театра Олег Ефремов стимулировал в актерах занятия режиссурой, поощрял самостоятельные работы, привлекал близких по духу молодых режиссеров.
К концу 60-х Московский театр «Современник» был сложившимся художественным организмом с ярко выраженными творческими и гражданскими устремлениями, с сильной талантливой труппой. Основой репертуара «Современника» всегда были произведения, созданные современными авторами. Спектакли «Вечно живые», «В день свадьбы», «Традиционный сбор» по пьесам Виктора Розова, «Пять вечеров», «Старшая сестра», «Назначение» Александра Володина, «Голый король» Евгения Шварца, «Без креста!» по Владимиру Тендрякову, «Двое на качелях» Уильяма Гибсона, «Всегда в продаже» Василия Аксенова, «Обыкновенная история» по Ивану Гончарову, «Баллада о невеселом кабачке» Эдварда Олби, «На дне» Максима Горького и многие другие постановки стали театральными легендами.
Театральный раскол
Олег Ефремов, конец 1960-х
Кризис наступил в 1970-м. Олег Ефремов выпустил свой последний спектакль на сцене созданного им театра – чеховскую «Чайку». Пьеса, которая стала символом Художественного театра, на этот раз закрыла эпоху Ефремова в «Современнике».
Олег Ефремов принял приглашение возглавить МХАТ. За ним труппу «Современника» покинула значительная часть ведущих актеров. Театр оказался обескровлен, лишен репертуара, к тому же перед ним стояла проблема смены поколений. Уход Ефремова многие восприняли как завершение эпохи легендарного театра, говорили об исторической и художественной исчерпанности миссии «Современника».
Два года обязанности главного режиссёра выполняла избранная труппой художественная коллегия, а директором стал Олег Табаков.
В 1972 году труппа проголосовала за то, чтобы главным режиссером стала Галина Волчек.
В 1974 году «Современник» переехал на Чистопрудный бульвар, д.19. Изначально здание было построено в 1914 году архитектором Романом Клейном для кинотеатра «Колизей». В 1924-1932 гг. в нём размещался Первый рабочий театр Пролеткульта, а в 1932-1936 гг. – Московский драматический театр ВЦСПС. В 1970 году кинотеатр закрыли, и после масштабного обновления здание передали «Современнику».
Театр «Современник», 1970-е
ЭПОХА ВОЛЧЕК
Галина Волчек
Благодаря Галине Волчек «Современник» пережил второе рождение. Он смог стать современным и знаковым театром и для следующего поколения зрителей – поколения 70-х. Волчек почувствовала смену героя и пригласила новых актеров и актрис – Марину Неелову, Юрия Богатырева, Валентина Гафта, Константина Райкина, Авангарда Леонтьева и многих других. Волчек удалось собрать на сцене театра не просто талантливых исполнителей, а коллектив единомышленников.
Галина Волчек продолжила принципиально важную работу над современной темой. Она привлекла к сотрудничеству с театром одного из крупнейших мастеров современной прозы Чингиза Айтматова. Спектакль по пьесе Ч. Айтматова и К. Мухамеджанова «Восхождение на Фудзияму», поставленный Галиной Волчек в 1973 году, показал, что театр не растерялся, что он верен своим художественным и гражданским принципам. Этапной для «Современника» стала и следующая работа Галины Волчек «Эшелон» по пьесе Михаила Рощина, написанная специально для конкретных исполнителей ролей. После премьеры в Москве Галина Волчек получила приглашение на постановку «Эшелона» в американский театр «Alley» в Хьюстоне. И была единственным советским режиссером, работавшим в 70-е годы в Америке.
В 70-е годы возобновляется творческая дружба театра с писателем Константином Симоновым. Театр включает в репертуар сценические редакции его повестей «Из записок Лопатина» и «Мы не увидимся с тобой».
В эти годы в «Современник» пришли молодые режиссёры: Валерий Фокин, Иосиф Райхельгауз, с именами которых связан целый период в жизни театра. На афише появились новые имена авторов: Михаил Рощин, Александр Вампилов, Василий Шукшин, Александр Гельман. Многие пьесы написаны авторами специально для «Современника» и впервые увидели свет рампы именно на его сцене.
Оставаясь верным современности, театр ищет актуальные темы и в классике, сквозь призму которой стремился увидеть проблемы сегодняшнего дня. Галина Волчек обращается к пьесам А. П. Чехова. В 1976 году в ее постановке появляется «Вишневый сад», а спустя шесть лет – «Три сестры». В 1991 году Г. Волчек осуществила постановку пьесы Леонида Андреева «Анфиса» во многом созвучной чеховской поэтике. В репертуаре театра – великая комедия Н. В. Гоголя «Ревизор», театр ставит Г. Ибсена и Л. Пиранделло, У. Шекспира и А. де Мюссе. Игорь Кваша ставит пьесу «Кабала святош» и специально для молодого поколения актеров – «Дни Турбиных». В 1997 году Галина Волчек выпускает новую редакцию чеховского «Вишневого сада», на афише появляется ее постановка «Пигмалиона» Бернарда Шоу, Валерий Фокин ставит спектакль «Карамазовы и ад» по мотивам позднего Достоевского, режиссер Римас Туминас предлагает зрителю «Современника» свое решение трагедии Фридриха Шиллера «Мария Стюарт» – спектакль «Играем... Шиллера!». На сцене театра работает всемирно известный польский режиссер Анджей Вайда, поставивший спектакль «Бесы» по роману Ф.М. Достоевского.
«Три сестры» А.П. Чехова, 1982
Режиссер - Галина Волчек
Ольга - Галина Петрова, Маша - Марина Неёлова, Ирина - Марина Хазова
Крупнейшей победой в освоении литературного материала и адаптации его для театра стал спектакль «Крутой маршрут» по автобиографической книге Евгении Гинзбург, поставленный Галиной Волчек в 1989 году. В этой постановке выразилось зрелость художественного почерка всего коллектива и его гражданских, человеческих убеждений.
Творческое сотрудничество Галины Волчек и Александра Гетмана (автора переложения для сцены), начатое на «Крутом маршруте», успешно продолжилось спустя десять лет – в репертуаре «Современника» появился спектакль «Три товарища», по праву ставший одной из визитных карточек театра. Галина Борисовна была уверена, что именно на стыке эпох роман Ремарка будет как никогда востребован зрителями.
«Три товарища» - инсценировка Александра Гетмана по роману Э. М. Ремарка, 1999
Режиссер - Галина Волчек
Отто Кестер - Сергей Юшкевич, Роберт Локамп - Александр Хованский, Готфрид Ленц - Сергей Гирин
Галина Волчек и на рубеже ХХI века смогла сохранить территорию «Современника» как место острых и актуальных художественных высказываний. В 2004 году театр открыл Другую сцену – пространство для творческих поисков и экспериментов, стал привлекать к работе режиссеров-выпускников театральных вузов. Именно на этой площадке увидели свет спектакль Валерия Фокина «Шинель» с Мариной Нееловой в главной роли, проект «Опыты», созданный молодыми режиссерами.
Галина Волчек не только безошибочно угадывала тему времени, она умела находить актрис, которые становились женским лицом театра – героинями, выражавшими главные смыслы своей эпохи. Так было с Татьяной Лавровой, Мариной Нееловой, Еленой Яковлевой, Аленой Бабенко и Светланой Ивановой.
Прошло без малого 70 лет с момента создания «Современника». Театр прожил их по-разному, узнав за эти годы подлинную цену побед и поражений. И главный итог этих лет – «Современник» встречает свой юбилей живым, действующим театром, который по-прежнему чувствует интерес и поддержку зрителя; не боится экспериментировать, искать новые формы и смыслы, оставаясь верным своему главному принципу – быть современным, говорить со зрителем на языке, понятном и близком каждому.
Руководство театра
Лидером и первым художественным руководителем театра с 1956 по 1970 год был Олег Николаевич Ефремов. С 1972 года – главным режиссером, с 1989 по 2019 год художественным руководителем «Современника» была народная артистка СССР Галина Борисовна Волчек. С 2020 по 2022 год художественным руководителем театра был заслуженный деятель искусств РФ, режиссёр Виктор Рыжаков. С 2022 года ответственность за творческую составляющую жизни театра взял на себя художественный совет. С июня 2024 года художественным руководителем театра «Современник» является Владимир Машков.